А.И. Хачатурян
«Спартак»

Балет в двух действиях
Постановка и хореография: Наталия Касаткина, Владимир Василёв
Сценография Иосиф Сумбаташвили
Костюмы Елизавета Двоpкина
Оркестр театра Новая Опера
Дирижер Валерий Крицков
Продолжительность спектакля 2 часа (с одним антрактом)
Рекомендовано детям старше 16 лет
Государ­ствен­ный ака­де­ми­че­ский театр клас­си­че­ско­го балета
Н. Касат­ки­ной и В. Василё­ва
 

Версия либ­рет­то и хорео­гра­фии «Спарта­ка» Н. Касат­ки­ной и В. Василё­ва акцен­ти­ро­ва­на на геро­и­че­ской исто­рии вождя леген­дар­но­го вос­ста­ния рабов.

«Спартак» Касат­ки­ной и Василё­ва  это, без­услов­но, клас­си­че­ский балет, но по-насто­я­ще­му совре­мен­ный. Поста­нов­щи­ки хоте­ли пере­дать стиль, настро­е­ние, тра­ги­че­скую и чув­ствен­ную, ско­рее даже эро­ти­че­скую атмо­сфе­ру эпо­хи упад­ка Рима. «Невин­ной в этом спек­так­ле оста­лась толь­ко собач­ка»,  писал в 2002 г. неиз­вест­ный ныне кри­тик после пре­мье­ры бале­та «Спартак». Крити­ка буше­ва­ла так же ярост­но, как и зал по окон­ча­нию спектакля.

«Спартак» Касат­ки­ной и Василё­ва навсе­гда оста­нет­ся в балет­ном искус­стве самым кра­си­вым скан­да­лом нача­ла века. 300 потря­са­ю­щих сво­ей рос­ко­шью костю­мов Елиза­ве­ты Дворки­ной, 6 тонн уни­каль­ных деко­ра­ций по эски­зам Иосифа Сумба­та­шви­ли (их соби­ра­ют более вось­ми часов!), игро­вое ору­жие, изго­тов­лен­ное на извест­ней­шей юве­лир­ной фаб­ри­ке  всё для того, чтобы пока­зать чув­ствен­ный, страст­ный стиль эпо­хи бли­ста­тель­но­го упад­ка Рима.

Тело под­чи­не­но стра­сти, страсть под­чи­не­на сво­бо­де, откро­вен­ные сце­ны сме­ня­ют­ся боя­ми, и когда вры­ва­ет­ся на сце­ну азарт­ный и радост­ный Спартак, верит­ся, что все сра­же­нья  его, и все жен­щи­ны  его, и ему нуж­на толь­ко пья­ня­щая сво­бо­да, а, зна­чит, он обречен…

Кстати, при­е­мам насто­я­ще­го рим­ско­го боя арти­стов обу­чал про­фес­сио­наль­ный кас­ка­дер Александр Малышев. Но кто обу­чал иным при­е­мам арти­сток, испол­ня­ю­щих «Танец Гадитан­ских дев»? Если вы не виде­ли этот танец, вы ниче­го не зна­е­те об эро­ти­ке, а они, эти древ­ние рим­ляне, зна­ли… Может, поэто­му и раз­ло­жи­лись окончательно?..

И весь этот страст­ный мир сопро­вож­да­ет­ся и неумо­ли­мо под­чи­ня­ет­ся вели­кой музы­ке Арама Хачату­ря­на. Впервые в поста­нов­ке «Спарта­ка» исполь­зо­ва­на музы­ка, хоть и напи­сан­ная ком­по­зи­то­ром для это­го бале­та, но нико­гда ранее не вклю­чав­ша­я­ся в спек­так­ли дру­ги­ми хорео­гра­фа­ми. Парти­ту­ра этих фраг­мен­тов экс­клю­зив­но предо­став­ле­на Касат­ки­ной и Василё­ву наслед­ни­ка­ми композитора.

В резуль­та­те полу­чи­лось увле­ка­тель­ное, яркое зре­ли­ще, вполне в рим­ских традициях.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2018 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова