премьера

Р. Штраус
«Саломея»

Музыкальная драма в одном действии
Музыкальный руководитель Ян Латам-Кёниг
Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Дмитрий Волосников
Режиссер Екатерина Одегова
Сценография и костюмы Этель Иошпа
Свет Сергей Скорнецкий
Консультант по драматургии Михаил Мугинштейн
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами
Продолжительность спектакля 1 час 40 минут (без антракта)
Премьера состоялась 14 сентября 2015 г.
Рекомендовано детям старше 16 лет
В 1903 году в Берлине ком­по­зи­тор Рихард Штраус уви­дел скан­даль­но извест­ную пье­су Оскара Уайль­да «Саломея», и у него немед­лен­но роди­лась идея опе­ры. Компо­зи­то­ра вдох­но­ви­ли сама биб­лей­ская исто­рия, заво­ра­жи­ва­ю­щая экзо­ти­ка Восто­ка, зной­ная чув­ствен­ность, остро­та дра­ма­ти­че­ско­го кон­флик­та и, конеч­но, образ глав­ной геро­и­ни  иудей­ской прин­цес­сы Саломеи. Испыты­ва­ю­щая вле­че­ние к Иокана­а­ну (Иоанну Крести­те­лю), она испол­ня­ет пол­ный исступ­ле­ния танец «Семи покры­вал», за кото­рый тре­бу­ет у царя Ирода при­не­сти ей на блю­де отруб­лен­ную голо­ву про­ро­ка, чтобы поце­ло­вать ее. Парти­ту­ра «Саломеи» напи­са­на с пора­зи­тель­ным мастер­ством: гигант­ский оркестр пере­да­ет тон­чай­шие душев­ные пере­жи­ва­ния геро­и­ни  от вос­хи­ще­ния до отвра­ще­ния, от жаж­ды жиз­ни до мра­ка смерти.
 

Премье­ра «Саломеи» в Дрездене в 1905 году ста­ла насто­я­щей сен­са­ци­ей, а сама опе­ра  апо­фе­о­зом музы­каль­но­го модер­на. Вместе с «Пелле­а­сом и Мелизан­дой» Клода Дебюс­си (1902) и «Электрой» (еще одна опе­ра Р. Штрау­са,  1909) она откры­ла новую худо­же­ствен­ную эпо­ху. «Саломея»  совер­шен­но гени­аль­ное про­из­ве­де­ние, кото­рое, несо­мнен­но, отно­сит­ся к чис­лу самых зна­чи­тель­ных из создан­ных в наши дни»,  писал совре­мен­ник и друг ком­по­зи­то­ра, вели­кий ком­по­зи­тор и дири­жер Густав Малер.

 

Режис­сер-поста­нов­щик Екате­ри­на Одегова:

«Саломея» Рихар­да Штрау­са не сво­дит­ся ко всем извест­но­му биб­лей­ско­му сюже­ту о рас­пут­ной тан­цов­щи­це, из при­хо­ти погу­бив­шей Проро­ка. Саломея и Иокана­ан  два дев­ствен­ни­ка, два вели­ких полю­са эпо­хи; через них Штраус дает сопря­же­ние ста­ро­го и ново­го миров, тела и духа. Два пре­крас­ных и ужас­ных сви­да­ния Саломеи  с Иокана­а­ном и с его голо­вой,  и раз­де­ля­ю­щий их танец для Ирода ста­но­вят­ся тре­мя сту­пе­ня­ми вос­хож­де­ния Саломеи: от оше­лом­ля­ю­ще­го ожо­га неве­до­мой ранее любо­вью, через мак­си­маль­ное рас­кры­тие чув­ствен­но­сти в тан­це и изжи­ва­ние эро­са поце­лу­ем в любов­ном экс­та­зе фина­ла. Она, как мно­го­ли­кая луна: холод­ная и цело­муд­рен­ная, с янтар­ны­ми гла­за­ми; нагая исте­рич­ная, пья­ная луна, ищу­щая любов­ни­ков; кро­ва­вая луна, кото­рая, нако­нец, успо­ка­и­ва­ет­ся и рас­тво­ря­ет­ся в чер­но­те ноч­но­го неба, чер­нее кото­ро­го лишь воло­сы Иоканаана…

 

«Саломея тан­цу­ет танец семи покры­вал»  строч­ку пье­сы Уайль­да Р.Штраус пре­вра­ща­ет в девя­ти­ми­нут­ный музы­каль­ный шедевр и одну из куль­ми­на­ций всей опе­ры. Так же и финал: две стра­ни­цы тек­ста выли­ва­ют­ся в два­дца­ти­ми­нут­ный музы­каль­ный экс­таз. Голова про­ро­ка не есть финаль­ная точ­ка пути Саломеи. Поцелу­ем она взры­ва­ет гра­ни­цы телес­но­го и, нако­нец, может познать «тай­ну люб­ви», кото­рая боль­ше, чем «тай­на смер­ти». История Саломеи  гибель­ный для цар­ства Ирода послед­ний ужин; за сто­лом сли­ва­ют­ся Эрос и Танатос.

 

В России опе­ра ста­ви­лась четы­ре­жды: в Ленин­гра­де (Санкт-Петер­бур­ге)  в 1924, 1995 и 2000 годах; в Москве  в 1925 году. Спектакль Новой Оперы постав­лен в зна­ме­на­тель­ный год 110-летия миро­вой и 90-летия мос­ков­ской премьер.

16
октября
воскресенье 19:00
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Состав исполнителей…
Иоканаан Артем Гарнов
Первый иудей Антон Бочкарёв
Второй иудей Владимир Федоткин
Третий иудей Андрей Стебеньков
Четвертый иудей Ярослав Абаимов
Пятый иудей Эдуард Бабий
Первый назареянин Станислав Черненков
Второй назареянин Марат Гареев
Первый солдат Дмитрий Орлов
Второй солдат Кирилл Троицкий
Каппадокиец Иван Петров
Паж Иродиады Валерия Пфистер
…скрыть
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Проезд Работа в театре Контакты Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту
© 2011–2016 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова