М.C. Вайнберг
«Пассажирка»

Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижер Андрей Лебедев
Режиссер Сергей Широков
Сценография Лариса Ломакина
Костюмы Игорь Чапурин
Хормейстер Юлия Сенюкова
Свет Айвар Салихов
Продолжительность спектакля 3 часа (с одним антрактом)
Премьера состоялась 27 января 2017 г.
Рекомендовано детям старше 18 лет
Постановка удостоена Премии города Москвы в области литературы и искусства (2018) в номинации «Музыкальное искусство»
«Пасса­жир­ка» Моисея (Мечисла­ва) Вайнбер­га  опе­ра с неве­ро­ят­но тяже­лой, изло­ман­ной и, сей­час это уже оче­вид­но,  счаст­ли­вой судь­бой. Эта опе­ра  об Освен­ци­ме, о людях, кото­рые ста­но­вят­ся «малень­ки­ми вин­ти­ка­ми» в бес­по­щад­ной «фаб­ри­ке смер­ти», о пре­ступ­ле­нии и воз­мез­дии, кото­рые не име­ют сро­ка дав­но­сти. «Пасса­жир­ка» Вайнбер­га сего­дня вста­ла в один ряд с глав­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми искус­ства наше­го вре­ме­ни, посвя­щен­ны­ми этой теме: от «Ночно­го пор­тье» Лилиа­ны Кавани до «Благо­во­ли­тель­ниц» Джона­та­на Литтел­ла. И  в этом ряду  ока­за­лась одной из первых.
 

Компо­зи­тор закон­чил рабо­ту над пар­ти­ту­рой «Пасса­жир­ки» (либ­рет­то Александра Медве­де­ва по пове­сти поль­ской писа­тель­ни­цы Зофьи Посмыш) в 1968 году. Опера была вос­тор­жен­но при­ня­та кол­ле­га­ми-ком­по­зи­то­ра­ми. Дмитрий Шоста­ко­вич писал, что «это сочи­не­ние нуж­ное, необ­хо­ди­мое в наше вре­мя». Большой театр при­нял «Пасса­жир­ку» к поста­нов­ке. Но вне­зап­но все рух­ну­ло. Театры отме­ня­ют анон­си­ро­ван­ные пре­мье­ры, вокруг опе­ры обра­зу­ет­ся «заго­вор мол­ча­ния». Почти сорок лет «Пасса­жир­ка» была в опа­ле. И лишь в 2006 году в Москве состо­я­лась пре­мье­ра вер­сии semi-stage. В фев­ра­ле 2010 года кон­церт­ное испол­не­ние про­шло в Новоси­бир­ске. Но насто­я­щее три­ум­фаль­ное шествие «Пасса­жир­ки» нача­лось после сце­ни­че­ской пре­мье­ры на фести­ва­ле в Бреген­це (июль 2010). В октяб­ре того же года опе­ра Вайнбер­га была постав­ле­на в Варша­ве, затем после­до­ва­ли спек­так­ли в Лондоне (2011), Мадри­де (2012), Карлсруэ (2013), Хьюстоне (2014; позд­нее в том же году эта вер­сия гости­ла на фести­ва­ле в Линкольн-цен­тре, Нью-Йорк), Чикаго и Франк­фур­те-на-Майне (оба  2015). В России в 2014 году про­шло кон­церт­ное испол­не­ние опе­ры (Пермь), а в сен­тяб­ре 2016 года опе­ра впер­вые в нашей стране была постав­ле­на в Екатеринбурге.

 

Москов­ская пре­мье­ра сочи­не­ния состо­я­лась 27 янва­ря 2017 года в Новой Опере. Эта дата выбра­на не слу­чай­но. 27 янва­ря во всем мире отме­ча­ет­ся меж­ду­на­род­ный день памя­ти жертв Холоко­ста. Именно в этот день совет­ские вой­ска осво­бо­ди­ли кон­цен­тра­ци­он­ный лагерь Освен­цим. И сей­час мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать: мос­ков­ская пре­мье­ра «Пасса­жир­ки» ста­ла собы­ти­ем не толь­ко в куль­тур­ной, но в обще­ствен­ной и меж­ду­на­род­ной жиз­ни столицы.

 

«Пасса­жир­ка» собра­ла «звезд­ную» коман­ду поста­нов­щи­ков и испол­ни­те­лей. Режис­сер-поста­нов­щик спек­так­ля  теле­ви­зи­он­ный режис­сер Сергей Широков, для кото­ро­го это пер­вый опыт в опер­ном теат­ре. Однако его режис­сер­ские рабо­ты на теле­ви­де­нии извест­ны прак­ти­че­ски всем нашим сооте­че­ствен­ни­кам. Уже мно­го лет имен­но Сергей Широков  режис­сер-поста­нов­щик глав­ных раз­вле­ка­тель­ных про­грамм на теле­ка­на­ле «Россия».

 

Худож­ник-поста­нов­щик  Лариса Ломаки­на, кото­рую мос­ков­ская пуб­ли­ка пре­крас­но зна­ет по мно­гим выда­ю­щим­ся спек­так­лям в дра­ма­ти­че­ском теат­ре, в том чис­ле по сов­мест­ной рабо­те с режис­се­ром Констан­ти­ном Богомоловым.

 

Худож­ник по костю­мам  зна­ме­ни­тый рос­сий­ский моде­льер и дизай­нер одеж­ды Игорь Чапурин. Он  поми­мо сво­их работ в обла­сти haute couture  неод­но­крат­но сотруд­ни­чал с дра­ма­ти­че­ски­ми и балет­ны­ми теат­ра­ми как в России, так и за рубежом.

 

Сергей Широков, режиссер:

«Пасса­жир­ка» для меня  не про­сто опе­ра в ряду дру­гих про­из­ве­де­ний музы­каль­но­го теат­ра ХХ века. «Пасса­жир­ка»  это колос­саль­ное эмо­цио­наль­ное напря­же­ние, это такое абсо­лют­но «пря­мое выска­зы­ва­ние», в неко­то­рых эпи­зо­дах очень тро­га­тель­ное и даже сен­ти­мен­таль­ное, а в неко­то­рых момен­тах  безум­но жесто­кое. Это почти антич­ная дра­ма  очень внят­ная, несмот­ря на слож­ность оркест­ро­вой фак­ту­ры и сверх­экс­прес­сию вокаль­ной речи. «Пасса­жир­ка» дает воз­мож­ность совре­мен­но­му режис­се­ру рабо­тать, исполь­зуя все нахо­дя­щи­е­ся в его рас­по­ря­же­нии сред­ства выра­зи­тель­но­сти и худо­же­ствен­ные язы­ки, в том чис­ле дале­кие от тра­ди­ци­он­ных опер­ных сте­рео­ти­пов. В этом смыс­ле «Пасса­жир­ка»  «откры­тая фор­ма». Но это еще и очень «клас­си­че­ское» про­из­ве­де­ние, в кото­ром нрав­ствен­ное посла­ние, эти­че­ский стер­жень дают чет­кие огра­ни­че­ния для любых наших фан­та­зий…»
 

За поста­нов­ку опе­ры «Пасса­жир­ка» М.С. Вайнбер­га в Москов­ском теат­ре Новая Опера им. Е.В. Колобо­ва кол­лек­ти­ву в соста­ве Натальи Кресли­ной (Марта), Валерии Пфистер (Лиза), Дмитрия Пьяно­ва (Вальтер) и Сергея Широко­ва (режис­сер) в 2018 году при­суж­де­на Премия горо­да Москвы в обла­сти лите­ра­ту­ры и искус­ства в номи­на­ции «Музыкаль­ное искусство».

26
января
суббота 19:00
Памяти Иосифа Кобзона (1937–2018)
Состав исполнителей…
Лиза Мария Патрушева (дебют)
Катя Кристина Бикмаева (дебют)
Первый офицер СС Виталий Ефанов
Второй офицер СС Владимир Кудашев
Третий офицер СС Антон Бочкарёв
Главная надзирательница Татьяна Кузнецова
Стюарды: Анатолий Григорьев, Марат Гареев
Капо Наталья Кириллова
…скрыть
Состав исполнителей…
Лиза Мария Патрушева (дебют)
Катя Кристина Бикмаева (дебют)
Первый офицер СС Виталий Ефанов
Второй офицер СС Владимир Кудашев
Третий офицер СС Антон Бочкарёв
Главная надзирательница Татьяна Кузнецова
Стюарды: Анатолий Григорьев, Марат Гареев
Капо Мария Жураева
…скрыть
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2019 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова