Р. Вагнер
«Лоэнгрин»

Опера в трех действиях
Музыкальный руководитель Ян Латам-Кёниг
Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Валерий Крицков, Евгений Самойлов
Режиссер Каспер Хольтен
Ассистент режиссера Метте Хедегаард
Сценография и костюмы Штеффен Аарфинг
Художник по свету Еспер Консхау
Главный хормейстер-постановщик Наталья Попович
Хормейстер Юлия Сенюкова
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами
Продолжительность спектакля 3 часа 40 минут (с двумя антрактами)
Премьера состоялась 28 февраля 2008 г.
Рекомендовано детям старше 12 лет
Впервые за послед­ние 70 лет опе­ра вновь постав­ле­на на мос­ков­ской сцене. Сюжет леген­ды о зага­доч­ном рыца­ре Свято­го Грааля Лоэнгрине одновре­мен­но роман­ти­че­ский и пуга­ю­щий. В судь­бе Эльзы, неспра­вед­ли­во обви­нён­ной в убий­стве сво­е­го про­пав­ше­го бра­та, и стра­ны, где царит хаос, реша­ю­щую роль игра­ет появ­ле­ние Лоэнгри­на. Он спа­са­ет Эльзу и готов воз­гла­вить стра­ну при одном усло­вии  не спра­ши­вать о его име­ни и про­шлом. Девуш­ка нару­ша­ет клят­ву, умо­ляя люби­мо­го назвать свое имя. Лоэнгрин рас­кры­ва­ет тай­ну, воз­вра­щая Эльзе бра­та, но поки­да­ет её навсегда.
 

Для рабо­ты над опе­рой был при­гла­шен один из веду­щих евро­пей­ских дири­же­ров, зна­ток ваг­не­ров­ско­го сти­ля, неод­но­крат­но дири­жи­ро­вав­ший «Лоэнгри­ном» в раз­ных теат­рах мира  маэст­ро Ян Латам-Кениг:

 
«Вагнер для меня был все­гда осо­бен­ным ком­по­зи­то­ром, из-за уни­каль­ной музы­каль­ной лич­но­сти, кото­рой он обла­дал. Возмож­но, ника­кой дру­гой ком­по­зи­тор XIX сто­ле­тия не ока­зал тако­го вли­я­ния на музы­ку XX века, как Вагнер. «Лоэнгрин»  одна из опер Вагне­ра, кото­рая пред­став­ля­ет его как зре­ло­го масте­ра. В ней Вы може­те наблю­дать очень яркое музы­каль­ное раз­ви­тие. Порази­тель­ная осо­бен­ность опе­ры  то место, кото­рое в ней зани­ма­ют хоры. Это одна из самых бога­тых в плане хоров опе­ра. В «Лоэнгрине» инте­рес­на не толь­ко музы­каль­ная сто­ро­на, но и его фило­соф­ские и исто­ри­че­ские аспек­ты. Представ­ле­ние сего­дня на сцене Новой Оперы ваг­не­ров­ско­го «Лоэнгри­на»  зна­чи­тель­ное куль­тур­ное событие».
 

Поста­нов­ку «Лоэнгри­на» осу­ще­стви­ла твор­че­ская груп­па Датской Королев­ской Оперы: режис­сер Каспер Хольтен и худож­ник Штеффен Аарфинг, за пле­ча­ми кото­рых успеш­ное вопло­ще­ние ваг­не­ров­ской тет­ра­ло­гии «Кольцо нибе­лун­га» на сцене Датской Королев­ской Оперы (2003–2006 гг.).

 

К. Хольтен:

 
«Опера «Лоэнгрин» инте­рес­на с двух точек зре­ния. Во-пер­вых, как исто­рия люб­ви, где в цен­тре жен­щи­на, пыта­ю­ща­я­ся любить чело­ве­ка, кото­ро­го она нико­гда не смо­жет понять до кон­ца. Во-вто­рых, как рас­сказ об обще­стве, нахо­дя­щем­ся в ста­дии кри­зи­са и ищу­щем новый путь раз­ви­тия. Главный герой, кото­рый пона­ча­лу выгля­дит ярким и бле­стя­щим, может ока­зать­ся совсем не тем, за кого мы его при­ни­ма­ем. По мере раз­ви­тия сюже­та мы начи­на­ем сомне­вать­ся в том, что он дей­стви­тель­но герой».

Пресса

«В 2008 году Хольтен поста­вил ваг­не­ров­ско­го «Лоэнгри­на» на сцене Новой Оперы в Москве, и до сих пор этот спек­такль оста­ёт­ся луч­шей ваг­не­ров­ской поста­нов­кой, кото­рую мож­но уви­деть и услы­шать в сто­ли­це».

OperaNews
29 декабря 2014

 
«Сам факт поста­нов­ки ваг­не­ров­ско­го «Лоэнгри­на» в «Новой опе­ре» несет в себе заряд сен­са­ци­он­но­сти: Вагнер  ред­кий гость на мос­ков­ской опер­ной сцене. Пригла­ше­ние в каче­стве режис­се­ра дале­ко не кон­сер­ва­тив­но­го 34-лет­не­го дат­ча­ни­на Каспе­ра Хольте­на на эту поста­нов­ку обе­ща­ло что-то уж и вовсе необык­но­вен­ное. И ожи­да­ния вполне оправдались.

Монумен­таль­но-архи­тек­тур­ная сце­но­гра­фия Штеффе­на Аарфин­га в соче­та­нии с его же костю­ма­ми и «гово­ря­щим» све­том Еспера Консхау созда­ют фан­та­сти­че­ский мир услов­но атри­бу­ти­ру­е­мой «сред­не­ве­ко­во­сти». Земля ли это? Или парал­лель­ный мир? Зато Лоэнгрин  абсо­лют­но вня­тен: он  наш совре­мен­ник, поли­тик, удач­ли­вый биз­нес­мен… При этом он отнюдь не обре­ме­нен рефлек­си­ей и все­воз­мож­ны­ми табу, как пер­со­на­жи рома­на Стругац­ких «Трудно быть богом». Напро­тив, он при­шел в про­шлое, чтобы обстря­пать свои дела.

…И все-таки глав­ная заслу­га спек­так­ля  в том, что музы­ка в нем пра­вит бал».

«Московский комсомолец»
4 марта 2008 г.

«Датчане-поста­нов­щи­ки во гла­ве с режис­се­ром Каспе­ром Хольте­ном выда­ли не худ­ший обра­зец евро­пей­ско­го сти­ля, сыг­рав на том, что у Вагне­ра Лоэнгрин  посла­нец ино­го мира. Все в шку­рах и латах, а Лоэнгрин  в пиджа­ке и с часа­ми на руке, он дела­ет пред­вы­бор­ные жесты и вооб­ще под­лец. У Вагне­ра герой  небес­ный рыцарь чистой воды, а зем­ная Эльза ему не суме­ла все­це­ло пове­рить. Режис­сер вста­ет на сто­ро­ну Эльзы: дей­стви­тель­но, как верить при­шель­цу, не жела­ю­ще­му назвать даже сво­е­го име­ни. Сниже­ние ори­ги­на­ла дает режис­се­ру воз­мож­ность выра­зить себя, встав­ляя гэги попе­рек либ­рет­то и музы­ки, при­чем часть пуб­ли­ки имен­но это и забав­ля­ет».

«Ведомости»
6 марта 2008 г. №41 (2063)

Другие отзывы в прессе…
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2018 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова