ДВА МАСТЕРА  ДВА МИРА.

С 25 октяб­ря по 10 нояб­ря в теат­ре Новая Опера прой­дет Между­на­род­ный фести­валь «Два масте­ра  два мира», посвя­щен­ный 200-летию со дня рож­де­ния Р. Вагне­ра и Дж. Верди.

История музы­ки пода­ри­ла нам несколь­ко заме­ча­тель­ных сов­па­де­ний. В одном и том же 1685 году роди­лись Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, в 1810-м  Роберт Шуман и Фриде­рик Шопен, а в 1813-м появи­лись на свет Рихард Вагнер (1813–1883) и Джузеп­пе Верди (1813–1901).

Вагнер и Верди  не толь­ко два масте­ра, ока­зав­шие огром­ное вли­я­ние на судь­бу опер­но­го жан­ра, но и два мира, два взгля­да из одной эпо­хи, два пути раз­ви­тия музы­каль­но­го теат­ра. Эти пути нача­лись в сере­дине XVIII века в одной точ­ке  музы­каль­ных дра­мах Глюка; они про­дол­жи­лись в твор­че­стве Моцар­та, а затем не толь­ко в немец­ких и ита­льян­ских опе­рах XIX века, но и в сим­фо­ни­че­ских про­из­ве­де­ни­ях это­го пери­о­да (музы­ке Бетхо­ве­на, Листа, Берлиоза).

Верди обно­вил опер­ный канон изнут­ри; соеди­нив все луч­шее, что дали миру музы­каль­ный и дра­ма­ти­че­ский театр, он поста­вил во гла­ву угла пев­ца-акте­ра, наде­лив его не про­сто абстракт­ным музы­каль­ным мате­ри­а­лом, но и ролью, обра­зом. Путь Вагне­ра лежал еще даль­ше  к выхо­ду за пре­де­лы опер­но­го кано­на, к Gesamtkunstwerk (букв. «сово­куп­ное про­из­ве­де­ние искусств»), к новой гар­мо­нии, созда­ю­щей новую дей­стви­тель­ность. В отли­чие от соци­аль­ных и поли­ти­че­ских пере­во­ро­тов XIX века, худо­же­ствен­ная рево­лю­ция Вагне­ра увен­ча­лась успе­хом: он постро­ил (в пря­мом и пере­нос­ном смыс­лах) соб­ствен­ный театр, создал мир, необъ­ят­ный и неис­чер­па­е­мый, как Вселен­ная. При всех раз­ли­чи­ях обра­за теат­ра Вагне­ра и Верди, их объ­еди­ня­ет гос­под­ство дра­ма­ти­че­ско­го и осо­бый, режис­сер­ский взгляд авто­ра на про­из­ве­де­ние; в этом смыс­ле и Вагнер, и Верди, пожа­луй, при­над­ле­жат более XX и даже XXI, чем XIX столетию.

Главная идея фести­ва­ля во мно­гом выра­же­на в его назва­нии; оно апел­ли­ру­ет к извест­ной кни­ге музы­ко­ве­да Ганса Галя («Брамс. Вагнер. Верди. Три масте­ра  три мира»). Театр пред­став­ля­ет пуб­ли­ке срав­ни­тель­но неболь­шие, но емкие «порт­ре­ты» композиторов.

Верди­ев­ская часть фести­ва­ля  опе­ры «Риголет­то» и «Труба­дур», а так­же гала-кон­церт «Viva Verdi!». Вагне­ров­ская часть  «Лоэнгрин» и «Тристан и Изоль­да». Две гене­раль­ные линии соеди­ня­ют­ся в заклю­чи­тель­ном кон­цер­те, в про­грам­ме кото­ро­го  вокаль­ные и сим­фо­ни­че­ские фраг­мен­ты опер Вагне­ра и Верди. Програм­му допол­ня­ют два вече­ра камер­ной музы­ки в Зеркаль­ном фойе театра.

Большин­ство поста­но­вок осу­ществ­ле­ны в послед­ние годы. В фести­ва­ле участ­ву­ет целое созвез­дие при­гла­шен­ных арти­стов, а так­же соли­сты, хор и оркестр теат­ра Новая Опера.

Михаил Сегельман
В Зеркальном фойе
Концерт в двух отделениях
Дж. Верди
Опера в трех действиях
Гала-концерт в двух отделениях
Дж. Верди
Опера в двух действиях
Р. Вагнер
Опера в трех действиях
В Зеркальном фойе
Концерт в двух отделениях
Р. Вагнер
Музыкальная драма в трех действиях
премьера
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2019 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова