«ВЕК СВИРИДОВА»


ФЕСТИВАЛЬ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
К 100-летию со Дня рож­де­ния композитора


К 100-летию со Дня рож­де­ния Г.В. Свири­до­ва (1915  1998) Новая Опера пред­став­ля­ет Фести­валь камер­ной музы­ки. Это само­сто­я­тель­ный про­ект и, одновре­мен­но, часть про­грам­мы Свири­дов­ско­го года в России. У назва­ния фести­ва­ля  «Век Свири­до­ва»  двой­ной смысл: вре­мя жиз­ни Свири­до­ва при­шлось на XX век, и ком­по­зи­тор сумел ска­зать одно из глав­ных слов в оте­че­ствен­ной и миро­вой музы­ке минув­ше­го столетия.

В шести кон­цер­тах фести­ва­ля в испол­не­нии веду­щих арти­стов Новой Оперы и при­гла­шен­ных соли­стов про­зву­чит прак­ти­че­ски всё камер­ное вокаль­ное насле­дие ком­по­зи­то­ра, а так­же фраг­мен­ты его теат­раль­ной музы­ки. Парадок­саль­но, но музы­ка Свири­до­ва  одна из глав­ных зага­док ушед­ше­го века. Многие его сочи­не­ния, едва появив­шись, ста­но­ви­лись клас­си­кой. Свири­дов любим и зна­то­ка­ми, и так назы­ва­е­мы­ми «про­сты­ми слу­ша­те­ля­ми». Некото­рые его мело­дии (Романс и Вальс из музы­ки к кино­филь­му «Метель», тема из кино­филь­ма «Время, впе­рёд!»  застав­ка про­грам­мы «Время», глав­ной инфор­ма­ци­он­ной пере­да­чи теле­ви­де­ния СССР) ста­ли зву­ко­вы­ми сим­во­ла­ми эпо­хи. В то же вре­мя под­лин­ное пони­ма­ние музы­ки Свири­до­ва, пожа­луй, еще не при­шло. Вслед за Серге­ем Рахма­ни­но­вым и Никола­ем Мясков­ским Свири­дов обра­тил­ся к глу­бин­ным пла­стам рус­ской музы­ки (в осо­бен­но­сти, зна­мен­но­му рас­пе­ву, одно­го­лос­ным цер­ков­ным пес­но­пе­ни­ям сред­не­ве­ко­вой Руси). На этом мощ­ном фун­да­мен­те из син­те­за раз­но­род­ных эле­мен­тов (роман­тиз­ма, неофольк­ло­риз­ма, соно­ри­сти­ки) сло­жил­ся уни­каль­ный, узна­ва­е­мый с пер­вых нот ком­по­зи­тор­ский стиль.

Жанро­вая палит­ра твор­че­ства Свири­до­ва весь­ма раз­но­об­раз­на: камер­ные вокаль­ные и инстру­мен­таль­ные, хоро­вые, кан­тат­но-ора­то­ри­аль­ные, сим­фо­ни­че­ские сочи­не­ния, а так­же музы­ка к спек­так­лям, кино­филь­мам, опе­рет­ты. В позд­ний пери­од твор­че­ства Свири­дов сочи­нял, в основ­ном, духов­ную музы­ку. И дело не в фор­маль­ных жан­ро­вых пред­по­чте­ни­ях: поле духов­ной музы­ки в твор­че­стве ком­по­зи­то­ра гораз­до шире фор­маль­ных рамок. К ней мож­но отне­сти не толь­ко «Песно­пе­ния и молит­вы» для хора (1994), но и вокаль­ные цик­лы, в осо­бен­но­сти «Петербург» (1995).

Камер­ная вокаль­ная музы­ка  едва ли не глав­ный жанр твор­че­ства ком­по­зи­то­ра; в роман­сах и пес­нях ясна стиле­вая эво­лю­ция, основ­ные линии твор­че­ства Свири­до­ва. Компо­зи­тор обла­дал уди­ви­тель­ным чув­ством сло­ва. Ему при­над­ле­жат цик­лы песен и роман­сы на сти­хи А.С. Пушки­на, С.А. Есени­на, Р. Бёрнса, П. Беран­же, А.А. Блока, А. Исаакя­на и дру­гих. Он пер­вым «рас­пел» стро­ки В.В. Маяков­ско­го («Патети­че­ская ора­то­рия»), Б.Л. Пастер­на­ка (кан­та­та «Снег идет»), про­зу Н.В. Гоголя (хор «Об утра­чен­ной юности»).

При жиз­ни Свири­до­ва часто упре­ка­ли в тра­ди­цио­на­лиз­ме, про­сто­те музы­каль­но­го язы­ка. С момен­та смер­ти ком­по­зи­то­ра про­шел крат­кий миг исто­рии  18 лет. Но сего­дня, когда музы­ка испы­ты­ва­ет невы­ра­зи­мую тос­ку по кра­со­те и гар­мо­нии, про­сто­та Свири­до­ва вос­при­ни­ма­ет­ся как цель­ность, «ску­пость» выра­зи­тель­ных средств  как ясное виде­ние пер­спек­ти­вы, спо­соб­ность идти вглубь к «основ­ным смыс­лам музы­ки» (Н.К. Метнер). Насто­я­щее вре­мя Свири­до­ва толь­ко наступает!

 

Михаил Сегельман

В Зеркальном фойе
Концерт солистов театра
В Зеркальном фойе
Концерт солистов театра
В Зеркальном фойе
Концерт солистов театра
В Зеркальном фойе
Концерт солистов театра
В Зеркальном фойе
Концерт солистов театра
В Зеркальном фойе
Концерт солистов театра
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2019 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова